metaclass (metaclass) wrote,
metaclass
metaclass

Субъективное и объективное насилие

http://artureg.livejournal.com/261332.html
http://pelageya.livejournal.com/1328119.html#comments
http://feldgendler.livejournal.com/155015.html
http://proza.ru/2008/03/16/62 (поиск по фразе "наступил на его тень")

Общего между этими ссылками - субъективное (в случае кришнаитов, впрочем, не совсем) восприятие некого действия как насилия. Сексистские шутки на рабочем месте, религиозные ритуалы, мешающие жить окружающим, наступание на тень человека, суеверия которого утверждают, что тень - часть его тела.
Последнее, про тень, в произведениях у alex_rozoff обычно используется как контр-пример, разделяющий объективное и субъективное насилие - запретить наступать на тень - это ограничение свободы, объективное насилие, а наступание на тень - субъективное.
Еще есть такая занятная вещь, как вторжение в личное пространство - т.е. угроза или манипулирование лучше осуществляется, если преступник-манипулятор находится на небольшом расстоянии от жертвы, или вообще касается ее. Объективно вреда от этого нет, субъективно же - дискомфорт в такой ситуации достаточно сильный.
Фактически, во всех случаях возникает казус "отвечания за базар". Один человек или группа людей осуществляет нематериальное действие, которое другим человеком или группой воспринимается, как насилие/оскорбление и вопрос состоит в том, должно ли государство(или руководство фирмы), с его монополией на насилие, вмешиваться с объективным насилием в качестве ответной меры ща субъективное. Ну или дает ли субъективное насилие право на объективную самозащиту - если к тебе сунулся гопник с наездом, можно ли ему превентивно что-нибудь в организме повредить.

Мы на эту тему очень долго и упорно спорили с белорусскими аутишниками, но в итоге ни к чему внятному не пришли. Абстрактные гуманисты с упорством, заслуживающим лучшего применения, защищают условную идею "нельзя сломать гопнику руку раньше, чем он начал на тебя нападать с ножом" или "нельзя бить лицо за оскорбления".

Я так подумал, что в случае чисто нематериальных доебок их можно считать объективным насилием в том случае, если у потерпевшего нет возможности самостоятельно избавится от них. Т.е. - сексистские шутки на рабочем месте - это объективное насилие, т.к. женщины чувствуют себя уязвимыми, но не могут покинуть работу просто так, аналогично с кришнаитам и колокольным звоном церквей - от него не закроешься. И даже что касается тени - если тот, кому наступили на тень, не может отойти - значит он испытывает совершенно объективный, измеримый дискомфорт, от которого он не может избавится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments